Кибуцы в Израиле. Что это такое и как туда попасть

3837
kibutz-logo

Как вы уже знаете, первым моим домом на Родине – в Израиле – стал кибуц. Причем, как ни странно, мне повезло оказаться в двух параллельных реальностях существования данного типа населенного пункта. Один кибуц – религиозный и капиталистический (Эйн-Цурим), второй – нерелигиозный и социалистический (Пальмах Цуба).

В чем же заключается суть? Википедия дает определение кибуца как сельхозкоммуны, характеризующейся общностью имущества и равенством в труде и потреблении. В общем, так оно и есть.

Фото взято с http://kommersant.ru/

Кибуцное движение зародилось с самых первых волн алии на землю Израиля, еще в период владычества здесь уже доживающей последние годы Османской империи, в начале ХХ века, в 1904-1914 годах. Собственно говоря, весь период до 1948 года как раз и был самым активным в их создании. После 1948 года кибуцное движение несколько замедлилось, а сейчас и вовсе умерло как таковое, оставшись сначала на позиции 1989 года (270 кибуцев), а затем, спустившись до позиции 2001 года (267 кибуцев), с которой, насколько мне известно, не сдвинулось ни вперед, ни назад. Также, согласно данным Википедии, с 2005 года всем кибуцам был присвоен один из трёх следующих статусов:

  • общинный кибуц (традиционная форма);
  • обновленный кибуц (только частичное обобществление);
  • городской кибуц.

Я не буду заострять ваше внимание на истории кибуцного движения, так как об этом есть довольно много информации, а расскажу об особенностях жизни в кибуцах, которые мне довелось увидеть.

Попасть в кибуц довольно не сложно, каких-то особых критериев отбора нет. Нужно подать свою заявку в секретариат, и три года быть кандидатом в члены кибуца. Такой себе испытательный срок. Затем, на общем собрании всех кибуцников вас принимают в свой коллектив. Почти как вступить в ряды КПСС.

В кибуцах довольно остро стоит вопрос жилья. Теоретически, кибуц должен выделить жилплощадь новому человеку. Но это не всегда возможно, поэтому выделяют только земельный участок, чтобы новый член коммуны сам построил себе дом. Более того, иногда сами кибуцники строят собственные дома, и съезжают с общих, тем самым освобождая территорию другим, нуждающимся в жилье. Квартирный вопрос стоит в этом секторе очень остро последние несколько десятилетий, из-за чего жители кибуцев не всегда в состоянии не то что принять людей со стороны, а даже своих детей устроить в кибуце.

Занятость жителей кибуцев не зависит от типа кибуца или же его политической окраски. Многие жители работают в самом кибуце в сфере сельского хозяйства. Также есть возможность работать в других городах, поселениях, а то и ездить по всей стране. Разница лишь в том, что зарплата кибуцников идет не им на счет, а перечисляется в кибуц. Часть зарплаты люди получают на руки и могут тратить на покупки вне кибуцев.

Одним из аспектов является полное отсутствие прямого денежного оборота внутри кибуцной общины. Если вам надо постирать вещи, или же поесть в столовой, или приобрести необходимые товары в сельпо (или «коль-бо», как здесь его называют) – у вас есть ваш номер члена кибуца, на котором закреплен и ваш счет, который позволяет вам приобретать необходимые вам услуги. Если вы не «местный» −  нет проблем, можно и деньгами, сейчас все открыто для всех, и полного коммунистического уклада в финансовой части в кибуцах нет, даже в самых социалистических. Все понимают, что деньги надо зарабатывать извне, а не только иметь оборот внутри общины. В некоторых кибуцах, в частности, в Цубе, нет почтового отделения, и почту привозит и забирает передвижная почта. Потому все услуги для кибуцников оплачены. Для не членов кибуца – проблема, надо ехать в ближайшее отделение почты, покупать марки, конверты и так далее.
Вы спросите: в чем основное отличие религиозного кибуца от нерелигиозного? Оно, с одной стороны, несущественно: по субботам работает магазин и столовая, народ живет вполне понятной жизнью, даже ездит на машинах, если надо. В некоторых кибуцах даже есть мемориальные комплексы, подобные тем, что возводились в бывшем СССР в память о погибших во Второй мировой войне, только здесь подобные комплексы бывают посвящены еще и жертвам Холокоста, и погибшим в различных войнах нашей страны. В религиозном кибуце всего этого нет.

Синагога есть в любом типе кибуца, ибо даже коммунистические идеи советского толка, так популярные в Израиле в 1940-50 годах, не убили в людях веру в Б-га и соблюдение традиций. Без этих традиций нас сложно представить как народ, без них мы бы не сохранились и не выжили, и, благодаря им, не растворились среди других народов (хас вешалом). Но, в любом кибуце, посещение синагоги – дело добровольное.

Кибуцники часто организуют для себя концерты, приглашают артистов, проводят многочисленные мероприятия для детей, общие выезды на природу, на фестивали, на отдых. Праздники в кибуцах отличаются только политической (как государственные) и внешней составляющей (религиозные праздники). На Суккот в социалистическом кибуце проходит парад тракторов, можно увидеть молодежь со знаменами кибуца, торжественное выступление председателя  и других видных односельчан и друзей кибуца. В религиозном – все по старым вековым традициям.

Кибуцные детские сады очень популярны среди израильтян. Они большие, в них, по словам многих местных жителей, лучше заботятся о детях, дети проводят больше времени на природе, дышат чистым воздухом (в отличие от города). Потому много кто платит кибуцам немалые деньги за то, чтобы ребенок посещал именно такой детский сад, а не городской. К слову об этом, скажу, что кибуцный детсад по многим параметрам, на мой взгляд, похож на любой детсад в бывшем Советском Союзе, в то время как городские детсады маленькие, время нахождения ребенка там меньшее, и на природе особо не погуляешь из-за небольшой площади большинства из них.

Многие солдаты-одиночки получают в кибуцах временное жилье на период службы, что очень хорошо, на мой взгляд: и отдых на природе от армейских маразмов и самодурства, и свое жилье, куда можно привести девочку или мальчика, и не опасаться, что вас будет слышать весь дом и давать советы. Во многих кибуцах есть гостиницы, куда часто ездят отдыхать израильтяне и иностранные туристы. Условия очень хорошие, но и цены не всегда дешевле городских отелей. Суточный номер в отеле Цуба стоит 700 шекелей. И это самый дешевый!

В общем, все базовые потребности человека учтены в абсолютно каждом кибуце. Заботятся в них и о стариках, и о детях.

Что же касается жизни в кибуце, то я скажу вам, что община относительно закрытая, и все друг друга хорошо знают. Хотел бы я жить в кибуце? Нет. Потому что я считаю, что своими деньгами я должен распоряжаться сам, а не платить за электричество соседа, которого он потратил вдвое больше меня, и использовал втрое больше воды и газа, а зарплату получает меньше. И так во всех аспектах повседневной жизни. А платим мы одинаково. Как в известном анекдоте 90-х: «Вася нюхает дорогой колумбийский порошок, а Саша – новую «Досю». Штырит обоих одинаково. Так если нет разницы, зачем платить больше?!»

  • Julia Ivantsova

    Я бы тоже не смогла жить в кибуце — слишком спокойно и отстранено от цивилизации как по мне. А что касается присоединения к «кибуцникам» — тут есть разные мнения. можно жить в кибуце и при этом не быть его членом, а можно стать членом, но путь не так то прост. Позавчера познакомилась с парой репатриантов из Америки, которые собрались приобрести жилье в кибуце и стать его членами. Для этого их отправили на сдачу экзаменов по логике, IQ, понятийному мышлению, взаимоотношению в группе и тому подобное. Я сначала решила, что неправильно их поняла, но оказалось, что это действительно так! И если экзамены они пройдут на недостаточном уровне, то купить дом в том кибуце они не смогут. Вот такой вот кастинг в кибуцники)

  • Konstantin Khait

    По опыту жизни в кибуцах, и общению с некоторыми жителями, мне кажется, что либо они тесты покупают, либо проходной балл ниже плинтуса😆

  • Влад Парака

    Что-то мне жизнь в кибуцах напомнила о советских временах( знаю лишь из истории и рассказов родителей и бабушек), вот тогда было что-то подобное. Было так называемое равноправие, но оно было лишь выдумкой. Но не об этом.
    Как по мне, так для начальной жизни в новой стране кибуцы — это нормально, но вот, чтобы жить здесь постоянно — нет, на такое не должен соглашаться ни один уважающий себя человек. Лучше жить самостоятельно и полагаться лишь на свои силы, чем, как Вы упомянули, переплачивать свои же деньги за совсем мне незнакомых людей.

  • Елена Коршенко

    Из прочитанного про кибуцев реально понравился «кусочек» про детский сад. В данный момент прогулки на свежем (городском, поэтому не совсем свежем) воздухе для детворы стали действительно проблемой. В лучшем случае воспитатели выходят на улицу минут на 40, вместо положенных 4-х часов.(( Остальная информация интересна, но я бы не смогла. Считаю людей кибуцев по своему особенными.

  • Anatolii Biletskyi

    Весьма поучительная статья. Никогда бы не подумал, что еще есть на свете подобные поселения, за исключением некоторых регионов стран бывшего Союза, Северной Кореи и Кубы.
    Как по мне, подобный вид общин, это пережиток прошлого коммунистического периода, и в данный момент люди должны стремится к капитализму и развиваться самостоятельно, а так же зарабатывать исключительно на себя и свою семью, а не делить средства поровну, независимо от возможностей и потребностей.
    Полностью согласен с мнением автора о том, что жить бы здесь я точно не стал.

  • Vladimir Slobodenyuk

    Насколько я знаю, кибуцы начали создаваться в начале двадцатого века и были своеобразной защитой прибывающих поселенцев. Ведь вокруг были не совсем дружественные соседи, плохое отношение турецких властей. А сами поселенцы столкнулись с нехваткой плодородных земель и финансирования, сложным климатом. Вот и стали люди объединяться в единые общины. И на том момент, я так думаю, это было наиболее правильное решение. Ведь кибуцы существуют и в наше время, значит они на практике доказали свою жизнеспособность. Другое дело, что жизнь меняется, а вместе с ней меняются и люди, и общество. Соответственно меняется и первоначальное устройство кибуцев. И это нормально. Ведь известно, что построив даже самое идеальное сообщество и остановив дальнейшее развитие, то это сообщество, со временем, начинает отставать от соседей и в конечном счете «проигрывает» (ассимилируются). Так, что исторически все правильно было сделано. Это, что было раньше, а сейчас — очень было интересно узнать, прочитав статью, жизнь современных кибуц. Знал, что они существуют. А вот как именно живут – не знал. И пусть они существуют и дальше, хотя бы как противовес современному укладу жизни. Чтобы был пример разнообразия сообществ людей.

  • Mark Watmakhter

    Мне запомнилось выражение одной девушки, ушедшей из кибуца: » Раз в два года я имею право на поездку за границу за счет кибуца. Я не могу через полгода еще раз захотеть поехать.А вне кибуца я могу это захотеть, даже зная, что не поеду из-за нехватки средств.»
    А насчет отстраненности от цивилизации- довольно спорное утверждение.